Кэрролл, Льюс

БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки?
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки?,
Как мюмзики в мове.

О, бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глуше рымит исполин –
Злопастный Брандашмыг

Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево тумтум.

Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром –
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!

Раз-два, Раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!

О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по нове,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Перевод Дины Орловской (переводов существует несколько) стихотворения Л.Кэрролла JABBERWOCKY из произведения «Алиса в стране чудес».

• варкалось — восемь часов вечера, когда уже пора варить ужин, но в то же время уже немножечко смеркалось;
• хливкий — хлипкий и ловкий;
• шорёк — помесь хорька, барсука (в другой трактовке бурундука) и штопора;
• пыряться — прыгать, нырять, вертеться;
• нава — трава под солнечными часами (простирается немного направо, немного налево и немного назад);
• хрюкотать — хрюкать и хохотать;
• зелюк — зелёный индюк;
• мюмзик — птица; перья у неё растрёпаны и торчат во все стороны, как веник;
• мова — далеко от дома (?);

Это стихотворение является величайшим стихотворным нонсенсом на английском языке. Странные слова стихотворения не имеют точного смысла и не являются правильной речью, но они рождают в душе читателя тонкие отзвуки и наталкивают на какие-то неясные мысли… Английский астроном С.Эддингтон сравнивал структуру стихотворения с теорией групп современной математики.
Стихотворение Л.Кэрролла натолкнуло писателя Ф.Брауна на создание смешного детектива «Ночь Бармаглота», в котором обнаруживается мысль, что сказки Л.Кэрролла- вовсе не сказки, а правдивое повествование о жизни другого измерения, ключи к пониманию которого разбросаны в математическим трудах (!!) Кэрролла»!
Стихотворение Л.Кэрролла является талантливой и удачной попыткой обретения или производства нового языка.
Такие попытки предпринимались неоднократно. На сегодняшний день в мире более или менее успешно функционируют порядка пятисот искусственных языков. При этом, мы не берем во внимание крайние и вырожденные случаи – такие, как химическая нотация, нотная грамота или флажковая азбука. Мы говорим только о развитых языках, пригодных для передачи сложных понятий. Наиболее известными и распространенными искусственными языками являются волапюк, эсперанто (отец эсперанто Лейзер Заменгоф отказался от ‘авторских прав’ на язык и подарил свое изобретение человечеству ), идо (эдо), интерлингва, клингон, новиаль, окциденталь, севориан, логлан, языки мира Толкиена ( подробнее здесь ).
Мы обязательно расскажем о них позднее. Продолжение следует.
Источники:
1. Википедия
2. Стратег.ру

памятник писательскому труду неизвестного мне автора источник -http://scienceblog.ru

памятник писательскому труду неизвестного мне автора источник -http://scienceblog.ru

Статистика

Рейтинг блоговРейтинг блоговРейтинг блогов