Утрилло, Морис, художник

1883, Париж — 1955, Везине. Французский живописец. Мастер преимущественно парижского городского пейзажа.

Автопортрет

Портрет Мориса Утрилло руки Сюзанны Валадон. Энциклопедия КРУГОСВЕТ

В 1928 году, 80 лет назад, в культурной жизни Москвы произошло важное событие-в Государственном музее нового западного искусства состоялась большая выставка “Современное французское искусство”. Государственным музеем изобразительного искусства имени А.С.Пушкина была приобретена одна из работ Утрилло. Позднее была куплена еще одна работа, и теперь в музее нашему вниманию представлены работы художника:”Улица Мон-Сени” и “Белый дом”. Эти работы есть в галерее на этой странице.

125 лет назад в декабре 1983 года 16-летняя натурщица Мари-Клементина Валадон, проживавшая на Монмартре, разрешилась от бремени сыном. На свет явился величайший художник французского постимпрессионизма, незабываемый певец Парижа. Мама Мориса, Сюзанна Валадон, работала натурщицей на Монмартре. Была так хороша cобой, ч то когда ей захотелось рисовать, желающих ее научить оказалось предостаточно. Морис очень высоко ценил художественный дар матери. Кстати, Сюзанна Валадон говорила о своем творчестком видении: “Я пишу людей, чтобы их знать!”. Не правда ли, это перекликается с фразой Ф.М.Достоевского: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать … я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.”

Морис начал заниматься живописью в 1903 году под руководством матери. У Мориса Утрилло были проблемы с алкоголем. Пребывания в больницах (его всегда поддерживала мать) перемежаются с выставками, творческой работой. Сенсационный успех пришел к нему в 1919 году. Начиная с середины 20-х годов Утрилло становится одним из самых модных и “дорогих” французских художников. Его живопись только на первый взгляд кажется наивной, и, слава богу, далеко не всем. Живопись его живая, пульсирует красочной поверхностью, его мазок взволнован…

В творчестве Утрилло можно различить три периода. Первый, непродолжительный, получил название период “Монманьи” , так как первые работы живописца создавались в окрестностях Монманьи и Пьерфитта. К 1909 году Утрилло почти перестает писать на натуре. Этот период получил неазвание “белого периода” за общую светлую манеру письма. Работая над материальностью фактуры, художник пользовался гипсом, примешивая к краске мох и песок, добиваясь подлинности впечатления. В этот период живописец активно использовал почтовые открытки, писал даже при вечернем освещении.

Интересным представляется тот факт, что к живописи Морис первоначально не проявлял интереса. В подростковом возрасте алкоголь завладел им, и многие годы Морис боролся со своим недугом, совершая безумства, отлеживаясь в больницах. Сюзанна Валадон стремилась увлечь его рисованием и , в конце концов, добилась успеха. Итак, Утрилло был совершенно необразован как художник. Он все постигал сам, потребностью искупления. В одном из писем Утрилло говорится: ” В каждом произведении искусства человеческое чувство должно явить себя прежде любой эстетической системы или живописного метода”. В 1920-х гг. к Утрилло пришел настоящий успех. Позади более двадцати лет нищеты, алкоголизма, душевных мук. Теперь все его картины были востребованы и стоили дорого. Теперь все его полотна, которые в годы мрака и борьбы с недугом и нищетой, его мать, Сюзанна Валадон, складывала в старый шкаф, вышли на свет и сразу в дорогие салоны и галереи. В “Письме об Утрилло” критик Адольф Баслер выразил свое мнение о художнике:

Кто еще изображал с такой любовью памятники Парижа, его церкви, улицы, перспективы, его унылые предместья, его окраины, где толпясь веселится народ? …. Прекрасную душу народа, во всей ее простоте и богатстве ,- вот что мы ощущаем в картинах Утрилло, где отсутствуют виртуозные ухищрения, столь ценимые буржуазной публикой. И они нравятся ей, и она восхищается теми чудесами, которые когда-то бедняга Морис отдавал угольщикам и торговцам вином за сорок су.Да, они теперь нравятся, очень нравятся и моей прислуге, и тебе, Рудольф, и Дерену, одному из первых ценителей Утрилло, как они нравятся каждому, кто, устав от художественных изысков, находит в этих картинах то, что дороже нам любой эквилибристики современного искусства.- свежесть и юность”.

Благодаря своему сердцу и выбору матери Морис Утрилло женился на Люси Валор. Брак был удачен. Взаимное влияние было так велико, что Люси стала художницей, получила определенный успех, выставки, продажи. Утрилло же стал счастливым семьянином (Моя жена-идеальная женщина, в ней соединились все прекрасные качества ума и сердца!) и,разумеется, остался гениальным художником, чей дар обожествляла его жена, как ранее мать. Можно сказать и словами президента Франции Венсан Ориоля (6 января 1947 был избран президентом Французской республики на семилетний срок):”А вот и Люси Валор, которая сохранила нам этого великого художника. Она имеет право на нашу большую признательность…”.

 Могила М.Утрилло
Могила М.Утрилло цитата из Википедии

Литература.

1. МОРИС УТРИЛЛО.К портрету художника. Авт.-сост. и пер. с фр.Т.А.Савицкая-М.Изобразительное искусство, 1988, 240с. ил.

Статистика

Рейтинг блоговРейтинг блоговРейтинг блогов